ТС-мюсли. Главная
Карта сайта
Письмо

Транссексуализм
в мифологическом, историческом и кросскультурном аспектах

(из книги Гарри Бенджамина "Транссексуальный феномен")

Упоминания о феномене, сегодня называемом транссексуализмом, могут быть найдены в записях прошедших веков почти всех культур. Классическая мифология, классическая история, Ренессанс и история девятнадцатого века с точки зрения антропологии говорят о повсеместном распространении транссексуализма.
Термин "транссексуал" имеет сравнительно недолгую историю и не может быть найден в исторических источниках. Однако мы можем предположить, что этот термин подразумевался, хотя и не был используем. Даже специфичное упоминание о "перемене пола" означало ношение одежды противоположного пола или физическую гомосексуальность, ибо иное было невозможно.

Мифология и демонология

В греческой мифологии транссексуальное начало драматизировалось и приписывалось богам, Venus Castina, которые пользовались симпатией и понимались как томящиеся женские души, запертые в мужском теле.
В мифах перемена пола — результат не всегда желания, но в некоторых случаях — наказания. Миф о Тиресии, фивском предсказателе, повествует о том, как он, прогуливаясь по горе Киллен, встретил двух спаривающихся змей. Он убил самку, и за это был превращен в женщину. После того, как он оценил преимущества существования в женском теле и ощутил, что женские удовольствия в десять раз сильнее мужских, его снова превратили в мужчину, опять же в наказание.
Миф о Тиресии перекликается с народными сказаниями Восточной Индии. Согласно легенде царь Махабхарата превратился в женщину, искупавшись в волшебной реке. Будучи женщиной, он родил сто сыновей и послал разделить его царство со ста сыновьями, которых он зачал мужчиной. Позже он отказался вернуться в мужской образ, объясняя это тем, что "женщина получает больше удовольствия в акте любви, чем мужчина". В отличие от мифа о Тиресии превращение произошло по желанию Махабхараты.
Другой греческий миф рассказывает о скифах, которые, покидая Сирию и Палестину, разграбили храм Венеры в Аскелоне. Богиня пришла в ярость, превратила грабителей в женщин и постановила, что их потомство также будет страдать. Гиппократ, описывал среди скифов "немужчин", которые походили на евнухов: "Они не только выполняют женские обязанности, но и проявляют женские склонности и ведут себя как женщины. Скифы объясняют это божественными причинами." Другое упоминание встречается во Фригии, где священники бога Аттиса, супруга богини Кибеллы, матери земли, должны были кастрироваться из почтения к Аттису, оскопившему себя. После кастрации священники одевались в женскую одежду и вели себя как женщины, а некоторые удаляли себе все внешние мужские гениталии.
Изменять пол могли не только боги, это также было под силу заклинателям при помощи темных сил. Ведьм обвиняли в изготовлении снадобий, которые изменяли пол того, кто их принял. Говорилось, что мужчины превращались в женщин, а женщины в мужчин, но пол можно было изменить только единожды, обратная трансформация невозможна.
Кроме того, считалось, что дьявол может сделать из женщины мужчину, но не может сделать из мужчины женщину, потому что природа может только что-то добавить, но не может ничего отнять. В "Молоте ведьм", опубликованном в 1489 году, имеются показания свидетелей о том, что они видели, как девочка в Риме силой дьявола была превращена в мальчика.

Классическая история

Существуют упоминания о древних греках и римлянах, чье поведение не согласовалось с их гендером. Фило, иудейский философ из Александрии, писал: "Заботясь весьма тщательно о своей внешней привлекательности, они, однако, не стесняются изменять свою натуру с мужской на женскую… Некоторые из них… проходят полную трансформацию, удаляя мужские органы."
Из записей римского поэта Манилиуса: "Они (эти люди) всегда следят за своей внешностью, завивают волосы и укладывают их в аккуратные локоны, ухаживают за кожей, и им ненавистна даже мысль о том, что кто-либо примет их за мужчину с волосатыми руками. Они носят женские тоги и проходят через женские ворота."
Даже в истории римских императоров есть упоминания о перемене пола. Одну из ранних операций по смене пола относят ко времени правления императора Нерона. Как-то в приступе ярости император толкнул свою беременную жену в живот и убил ее. Полный раскаяния, он пытался найти кого-то, кто был бы похож на покойницу. Больше всего на нее походил его бывший раб, Спорум. Нерон приказал хирургически изменить его пол. После трансформации они формально вступили в брак.
Другой римский император, Гелиогабалус, сожительствовал с рабом и выполнял обязанности жены. Упоминается что он "любил, когда его называли госпожой, супругой или королевой" и обещал половину королевства тому знахарю, который снабдит его женскими органами.
Свидетельства о прочих трансформациях, имевших место в период между римской империей и средневековьем, недостоверны. Известно об экстраординарном событии, имевшем место в IX веке. Это относится к лицу, известному как Папа Иоанн VIII. Известно, что этот человек, ставший преемником Папы Лео IV в 855 году, на самом деле являлся женщиной. В записях Папы Юлиуса III значится, что "она родила дитя и умерла родами вместе с младенцем в присутствии большого скопления людей."

Период с Ренессанса по XIX век

Во французской истории XVI-XVIII вв. встречаются известные фигуры — транссексуалы. Более того, на протяжении долгого периода времени к монархам применялось обращение "Sa majestй", что буквально означало "Ее величество". Женский род в этом обращении вначале стал использоваться при обращении к королю Генри III, который желал, чтобы к нему обращались как к женщине. И в феврале 1577 года "ее величество" предстало перед своими подданными "в женском платье с декольте и в жемчужном ожерелье…"
Один из известных французов семнадцатого века, Аббе де Шуази, известный также как Франсуа Тимолеон, оставил потомкам яркое описание своего стремления к переодеванию. В детстве и ранней юности мать воспитывала его как девочку. В возрасте восемнадцати лет практика переодевания продолжалась; он носил тугие корсеты, чтобы сделать бедра более округлыми, а талию — более тонкой. Будучи уже взрослым, он пять месяцев играл в театре девочку и говорил об этом: "Все были введены в заблуждение, к тому же у меня были поклонники, которым я оказывал знаки внимания." В возрасте тридцати двух лет он служил послом Луи XIV в Сиаме. Относительно своей гендерной идентичности он писал: "Я воспринимал себя абсолютной женщиной. Я пытался выяснить, откуда это странное удовольствие пришло ко мне, и воспринимал это как данность. Привилегия Бога — это любовь и восхищение людей; мужчина, уподобляющийся Богу, стремится вызвать любовь к себе своей красотой, хотя обычно это особенность женщин…Я слышал шепот вокруг себя "Какая красивая женщина!", и при этом испытывал ни с чем не сравнимое удовольствие… Удовлетворение этих амбиций доставляет удовольствия больше, чем любовь…"
Один из наиболее известных примеров кроссгендера в истории — Шевалье де Эон, который дал свое имя термину "эонизм". Он впервые заявил о себе, составив конкуренцию мадам де Помпадур в качестве юной фаворитки Луи XV. Когда его секрет стал известен королю, он назначил его поверенным дипломатом. В 1755 году он отправился в Россию с секретной миссией, представившись племянницей аккредитованного агента короля, позже он вернулся в Россию уже в облике мужчины, чтобы завершить свою миссию. После смерти Луи XV Шевалье де Эон постоянно жил как женщина. Он провел свои последние годы в Англии, где вызвал споры о том, являлся ли он истинным мужчиной или выдавал себя за него периодически. К моменту кончины он прожил 49 лет как мужчина, а 34- как женщина.
Другой интересный случай — Л'Аббе Д'Энтрагю, который пытался достичь женской нежности своего лица путем периодических кровопусканий.
Последний рассматриваемый нами персонаж — Беркарелли — фальшивый мессия, который заявлял, что является предводителем войска святого духа, и выпускал "пилюли для изменения пола". В то время как пол принявшего эти пилюли оставался неизменным, мужчины начинали чувствовать себя женщинами, а женщины мужчинами.
Наконец, человек, который на протяжении всей своей жизни был известен под именем мадемуазель Женни Шевалье де Лэнг и скончался в Версале в 1858 году, оказался мужчиной. На протяжении жизни он пользовался поддельным свидетельством о рождении, чтобы выдавать себя за женщину, был помолвлен с мужчинами шесть раз и получил содержание от короля в размере тысячи франков и поместье в пригороде Версаля.
Следующие короткие истории относятся к XIX веку. Блох в середине XIX века описывает человека, "который не только выполнял женские обязанности (шил и вязал), позже, чтобы выглядеть более женственно, выщипывал волосы на лице, причесывался по-женски и носил подкладки в области груди и бедер. Он вел себя как женщина во всех отношениях. Этот человек назывался Фредерика. Он обманывал мужчин так удачно, что они вступали с ним в половые связи in anum, не подозревая об его истинном поле."
В книге Крафта-Эбинга есть следующая информация из первых рук: "Я чувствую себя как женщина с мужскими формами… Я чувствую, что пенис — это клитор, уретра как женский мочеиспускательный канал и влагалище: я всегда чувствую в ней влажность, хотя она и была совершенно сухой; мошонка кажется мне половыми губами. Короче, я всегда ощущаю у себя матку… как ни малы мои соски, но они требуют себе места. Какой смысл в женских удовольствиях, если их нельзя постичь?…"

Кросскультурные данные
Американские индейцы

Антропологические исследования народов некоторых частей света имеют упоминания о кроссгендерном поведении и идентичности.
На протяжении первой четверти XX века были собраны данные о некоторых племенах североамериканских индейцев. "Почти в каждой части континента мужчины носили женскую одежду и выполняли женские обязанности с древних времен и по сей день."
Среди индейцев юма существовала группа мужчин, называвшихся "элкса". Они "изменили дух" благодаря сновидениям, которые имели место в основном в подростковом возрасте. Мальчик или девочка, часто видящие сны об одном и том же, могут пережить перемену пола. Такие сны часто включают получение посланий от растений, обычно от стрельчатой травы, о которой ходят легенды, что она сама меняет пол. "Эти сны превратили его поведение в женское; он стал играть женскую социальную роль и выполнять женскую работу. Когда он проснулся, то прикрыл рот рукой и засмеялся по-женски, его разум сменился с мужского на женский. Другие молодые люди заметили, что начали испытывать к нему чувства, какие испытывают к женщинам."
Маленькие девочки также становятся "элкса", они играют в игрушки мальчиков. Удивительно, что у таких девочек никогда не бывает менструаций, и вторичные половые признаки слабо развиваются.
В культуре юма существует верование, что у горы Сьерра Эстрелла дух трансвестита и вершины этой горы могут изменить пол человека. Знаки такой трансформации заметны уже в детстве, и взрослые по поведению мальчика могут догадаться, что в будущем он сменит пол. Термин "бердачи" использовался для обозначения мужчин, которые ведут себя как женщины. Бердачи племени юма выходили замуж за мужчин, но не могли иметь собственных детей. В племени также встречались женщины, которые вели себя как мужчины, одевались как мужчины и женились на женщинах.
Среди племени кокопа мужчины, которые ведут себя как женщины, называются "элха"; они проявляют женский характер с детства. Будучи детьми, они разговаривают как девочки, ищут компании девочек, и все делают по-женски. Девочки, которых называют вархемех, играют с мальчиками, делают луки и стрелы, прокалывают носы, как мужчины, и участвуют в битвах. "Юноша может полюбить такую девушку, но ей это безразлично, она хочет только стать мужчиной"
В племени мохаве мальчики, которые становятся шаманами, должны "поместить пенис между ног и затем обратиться к женщинам со словами: "Я тоже женщина; я такая же, как вы".
В этом племени для мальчиков, которые ведут себя как девочки, существует обряд инициации в возрасте десяти-одиннадцати лет: "Две женщины поднимают ребенка и выносят его на улицу… Одна одевает юбку и танцует, ребенок следует за ней и подражает ей… Женщины дают ребенку переднюю и заднюю часть его нового платья и разрисовывают его лицо." Такие люди разговаривают, смеются и улыбаются, сидят и ведут себя во всем остальном как женщины. Инициация, на которой человеку дается новое имя, причисляет его к противоположному полу. Алиха (мужчины, ставшие женщинами) настаивают, чтобы пенис назывался клитором, яички половыми губами, а анус - вагиной. Хване (женщины, ставшие мужчинами) не прибегают к мужским обозначениям своих гениталий.
Алиха после замужества часто имитируют менструации. Они царапают себя между ног, чтобы появилась кровь. Когда они решают стать беременными, они прекращают эти имитации. Перед "родами" они выпивают отвар из бобов, вызывающий сильные боли в животе, результатом чего становится дефекация. Муж и жена хоронят "мертворожденного" и носят траур.
Некоторые антропологические источники упоминают о подобных обрядах и в других племенах.
Среди навахо используется термин "надли". Он используется для обозначения трансвеститов и гермафродитов, но и имеет общие корни с термином, который обозначает женщину, достигшую возраста и отношений взрослости.
В обществе калифорнийских индейцев существует социальный статус и-ва-масп ("муже-женщины"). Это мужчины, одевающиеся в женскую одежду и выполняющие женскую работу. Когда индеец хочет избежать выполнения мужских обязанностей, он должен встать в центре огненного круга и ему предлагают лук и швейную иглу. В зависимости от выбора, который он сделает, жизнь его будет той или иной.
Наконец, ниже приведено описание якобы существовавшей практики в племени пуэбло. "Был выбран самый мужественный и сильный мужчина племени. Его мастурбировали много раз в день и заставляли ездить верхом почти непрерывно, что вызывало повреждение его гениталий и большую потерю семени. После этого его яички атрофировались, пенис уменьшился, волосы на лице выпали, голос стал выше. К нему стали относиться как к женщине, он также стал идентифицировать себя как женщину и старался максимально приблизиться внешне к женскому образу."
Заметки отставного сержанта американской армии: "Что больше всего меня поразило, это размер его груди, как у кормящей матери. Он рассказал мне, что вскормил нескольких младенцев после того, как их матери потеряли молоко (феномен, который с научной точки зрения звучит как фантазия)."¹  

Другие народы

В Полинезии, древнем Средиземноморье, Индии, Океании и африканских племенах, люди, перенявшие одежду и поведение женщин, пользовались большим уважением как шаманы и целители. Таким людям приписывались сверхъестественные способности.
В Якутии существовало два типа шаманов: белые, отвечающие за созидание, и черные, отвечающие за разрушение. Последние вели себя как женщины, причесывались соответствующим образом и нашивали на одежду круги, изображающие грудь, также им не позволялось лежать на правой стороне шкуры в жилище, как и другим женщинам.
Среди чукчей, коряков, камчадалов и эскимосов также встречаются перемены пола.
У чукчей встречается отдельная ветвь шаманизма, в которой мужчины и женщины меняют пол частично или полностью. Мужчины, которые изменили свой пол, назывались "йирка-ла в-уа иргин" ("yirka'-la' v-ua' irgin") —"мягкие мужчины" или "невк хика" ("ne'vc h i c a") —"подобные женщинам" и "гак ики к хэке" ("ga' c iki c he c e") —"превращенные женщины". Превращение происходило по воле духа-кэлэ в ранней юности. Существовали разные степени трансформации. На первой стадии человек только расчесывал и укладывал по-женски волосы. На второй стадии он надевал женскую одежду. На третьей стадии трансформация становится более полной: молодой человек перенимал женскую манеру поведения. Его произношение менялось. "В то время как меняется его тело, превращение затрагивает не только его внешность, но и его способности и возможности. Превращенный человек… начинает… любить… нянчиться с маленькими детьми." Другими словами, он становится женщиной с внешностью мужчины. "Мягкий мужчина" спустя некоторое время после трансформации может выйти замуж. "Жена" должна заботиться о доме, должна выполнять работу по хозяйству. Ходят легенды, что органы превращенного также становятся женскими. Превращенные женщины, напротив, одеваются в мужскую одежду, перенимают мужское произношение, носят дилдо из ноги оленя, подвешенный на кожаном ремне и используют его при половых контактах."
На Мадагаскаре среди таналов описываются мужчины, которые имеют женские черты с рождения, одеваются и причесываются как женщины и выполняют женские обязанности. Они известны как "саромбави" (Sarombavy). Среди сак-а-лавас ("Sak a lavas") Мадагаскара дети, которые ведут себя и выглядят женственно, воспитываются как девочки. Жители Мадагаскара, к которым относились как к девочкам, "наконец… признают себя абсолютными женщинами… Их самоидентификация свидетельствует о том, что они полностью забыли свой истинный пол… Они освобождаются от военной службы."
Следующие упоминания свидетельствуют о существовании феномена транссексуализма и в других культурах.
На Таити существует часть мужчин, называемых "маху" ("mahoos" или "mahhus"), которые "одеваются и ведут себя как женщины, но при этом кокетливее и манернее, чем самая тщеславная женщина…" Они выбирают такое поведение в раннем детстве.
В некоторых бразильских племенах существовали женщины, которые отказывались от женских обязанностей и во всем подражали мужчинам. Они носили мужские прически и "скорее позволили бы себя убить, чем вступили бы в сексуальный контакт с мужчиной. Каждая из этих женщин имела жену, которая с ней жила и ей прислуживала…"
В Уганде (Восточная Африка) существовали мужчины, "которые одевались по-женски, симулировали менструации и выходили замуж за других мужчин". Повсюду в Африке — у малагаси (мужчины назывались "тс-экатес" (ts ecates)), у онандага в Юго-Западной Африке, у диакитэ-сараколис в Судане — мужчины одевались в женскую одежду, перенимали женскую манеру поведения. Среди арауканов в Чили встречались те, которые чувствовали себя женщинами и стремились изменить свой пол.
Джеймс Фрейзер в книге "Золотая ветвь" писал: "У диких племен широко распространена традиция, согласно которой мужчины переодеваются в женскую одежду и ведут себя как женщины на протяжении всей жизни. Часто их так воспитывают с детства. Такие случаи встречаются среди "морских дьяков" (Sea Dyaks) Борнео, бугисов острова Южный Целебес и патагонцев Южной Америки. В Конго описывается "жрец, занимающийся жертвоприношениями", который одевался в женскую одежду, пользовался всеобщим уважением и носил титул "Бабушка". "По представлению диких народов, переодевание в чужую одежду влечет за собой изменение сознания". У зулусов перемена пола (согласно исследователям) была способом избежать неудачи или несчастной судьбы. В Конкане (Индия) сыновьям обычно протыкали носы сразу после рождения, чтобы превратить их в девочек.
Алеуты. Привлекательные мальчики должны были вести себя как девочки, их обучали женскому искусству доставлять удовольствие мужчинам. Им начинали выщипывать волосы на лице, как только они начинали расти. Они носили украшения из стеклянных бус и женские прически и, достигая возраста десяти-пятнадцати лет, выходили замуж за состоятельных мужчин. Часто родители хотели иметь дочь и были разочарованы рождением сына; тогда новорожденный становился ахнучиком или шупаном (akhnutchik или shupan).
Уже в XX веке в Индии, в г. Лукнов, произошел такой случай: на избирательные участки пришли евнухи и встали в очередь с избирателями-женщинами. Они были одеты в женскую одежду и заявляли, что были поражены занесением их в списки мужчин. "Только полиция смогла призвать их к порядку. Тем не менее, евнухи добились юридического признания себя женщинами без полной хирургической смены пола". Теперь евнухи отмечают это событие как праздник.

Заключение

Ясно, что феномен принятия роли противоположного пола не нов и не уникален для мировой культуры. Доказательства его существования можно проследить в самых древних мифах. Различные культуры содержат данные о том, что этот феномен широко распространен в тех или иных формах и является частью культуры с разной степенью социального принятия. Современные исследователи, используя данный материал, могут полнее оценить этот феномен в исторической и антропологической перспективе. Глубочайшие и обширнейшие корни этого психосексуального явления должны быть приняты во внимание для понимания и оценки транссексуализма.

Библиография

1. BENJAMIN, H., and MASTERS, R., "A New Kind of Prostitute," Sexology, Vol. 30, 1964, pp. 446-448.
2. BLOCH, I., Anthropological Studies on the Strange Sexual Practices of All Races and All Ages, New York, Anthropological Press.
3. BOGORAS, W., The Chukchee Religion, Leiden, E. J. Brill, Ltd., 1907, Memoirs Amer. Mus. Nat. Hist. Vol. XI.
4. BULLIET, C., Venus Castina. Famous Female Impersonators Celestial and Human, New York, Covici, Friede, 1928.
5. CREEKMORE, H. (tr.), The Satires of Juvenal, New York, Mentor, 1963.
6. CRAWLY, E., The Mystic Rose, New York, Meridian Books, 1960.
7. CZAPLICKA, M., Aboriginal Siberia, Oxford, Clarendon Press, 1914.
8. DE MACALHAENS GANDAVO, P., Histoire de la Provine de Sancta Cruz, que nous nommons ordinairement le Brizil, cited by Crawly, E., The Mystic Rose.
9. DE SAVITSCH, E., Homosexuality, Transvestism and Change of Sex, London, Wm. Heinemann Medical Books, 1958.
10. DEVEREUX, G., "Institutionalized Homosexuality of the Mohave Indians," Human Biol., Vol. 9, 1937, pp. 508-527.
11. FORD, C., and BEACH, F., Patterns of Sexual Behavior, New York, Ace Books, 1951.
12. FORD, C., University of California Publications in American Archaeology and Ethnology, Vol. 28, 1931.
13. FUNK AND WAGNALL'S Standard Dictionary of Folklore, Mythology and Legend, Leach, M. (ed.).
14. GIFFORD, E., The Cocopa, University of California Publications in American Archaeology and Ethnology, Vol. 31, 1933.
15. GILBERT, O., Men in Woman's Guise, London, John Lane, 1926.
16. GRAVES, R., The Greek Myths, Baltimore, Penguin Books, 1955.
27. GRINNELL, G., The Cheyenne Indians, New Haven, Yale University Press, 1923.
18. HAMMOND, W., Sexual Impotence in the Male and Female, Detroit, George S. Davis, 1887.
19. Herodotus cited by Krafft-Ebing.
20. HILL, W., "The Status of the Hermaphrodite and Transvestite in Navaho Culture," Amer. Anthrop., Vol. 37, 1935, pp. 273-279.
21. HIPPOCRATES, Air, Water and Environment, cited by Hammond.
22. JOSHI, P., "On the Evil Eye in the Konkan," J. Anthrop. Soc. (Bombay), Vol. 1, 1886-1889, p. 123, cited in Crawly, E., The Mystic Rose.
23. KRAFFT-EBING, R., Psychopathia Sexualis, Brooklyn, Physicians and Surgeons Book Co., 1931.
24. LANGSDORF, G., Voyages and Travels in Various Parts of the World During the Years 1803-7, cited in Crawly, E., The Mystic Rose.
25. MASTERS, R., Eros and Evil, New York, Julian Press, 1962.
26. MASTERS, R., "Effeminacy and the Homosexual" in Encyclopedia of Homosexual Behavior, Ellis, A. and Cory, D. (eds.), New York, Citadel Press, 1966.
27. POWERS, S., Tribes of California 1877, cited in Crawly E., The Mystic Rose.
28. SIDDIGUI, T., and REHMAN, M., Eunuchs of India and Pakistan, Sexology,Vol. 29,1963, pp. 824-826.
29. SPENCER, R., "The Cultural Aspects of Eunuchism," Ciba Symposia, Vol. 8, 1946, pp. 406-420.
30. SPIER, L ., Yuman Tribes of the Gila River, University of Chicago Press, 1933.
31. TURNBULL, Voyage Round the World, cited by Westermarck, E., The Origin and Development of the Moral Ideas.
32. WESTERMARCK, E., The Origin and Development of the Moral Ideas, Vol. 2, London, Macmillan, 1917

¹Надо учесть поверье европейцев (а не индейцев), что мол мужчине на жизнь отпущено некоторое колиество эякуляций, после чего он потеряет способность к ним и вообще мужские "силы". Исходило это поверье из библейского постулата "онанизм - грех" - ведь считалось, что грех Онана заключался в том, что он "проливал свое семя на землю" вместо того, чтобы оплодотворить женщину, вопреки тогдашнему императиву "плодитесь и размножайтесь". (прим. Лены из Киева)



© Richard Green, M.D
© Перевод Анумис
© Редакция Талакус

Другие Мысли |
Другая История | Другая Культура | На Главную


Rambler's Top100




Hosted by uCoz