История | Культура | Мысли | Ссылки | Гостевая книга |
Ви-Уа
|
Ви-Уа родился в 1849 году в Антхилле, в деревушке Зуни, в районе современной границы
между штатами Нью-Мексико и Аризона. Родители умерли, когда Ви-Уа был
еще маленьким ребенком, вероятно, в 1853 году от эпидемии оспы, поразившей
деревню после того, как партия белых американских поселенцев прошла через
этот район. Он и его брат были взяты на воспитание сестрой их отца, что
означало для жителей Зуни, где генеалогия велась и наследство передавалось
по материнской линии, что за Ви-Уа сохраняется членство в семье по материнской
линии, называвшейся "люди-бобры". Одновременно он поддерживал
пожизненные ритуальные связи с семьей своего отца, именовавшейся "люди-кизил".
Поскольку приемный отец Ви-Уа был жрецом, то его приемная семья была одной
из самых могущественных в деревне. Детство Ви-Уа проходило в то время, когда между племенем зуни и соседними
племенами навахо и апачей шла междоусобная война. В 1850 и 1860 годах
зуни заключали союзы с правительством Соединенных Штатов, предоставляя
в его распоряжение воинов и провизию для военных экспедиций взамен столь
необходимого оружия и амуниции. "Недавно общество сделало ценное приобретение в лице индейской принцессы племени зуни... Принцесса бывает везде, на всех приемах и чаепитиях, проводимых в Вашингтоне, одетая в свое национальное платье... На днях принцесса дала светский прием в доме миловидной миссис Дейвид Портер Хип. Миссис Хип, одна из самых привлекательных дам в Вашингтоне, неожиданно осталась покинутой ради прелестей индейской принцессы-соперницы. Дамы окружают принцессу и развлекаются тем, что без устали пытаются разговаривать с ней знаками и на ломаном английском". Одна газета не преминула написать: "Люди, сформировавшие поэтические идеалы индейских девушек по образу Покахонтас и Миннехахи, возможно, будут разочарованы первым впечатлением от принцессы Зуни. Ее черты, особенно рот, довольно велики; у нее несколько мужская фигура и осанка". О действительном положении вещей никто, как видим, и не догадывался. 23 июня 1886 года произошло поистине историческое событие. В этот день мужчина-женщина зуни встретилась в Белом Доме и пожала руку президенту Соединенных Штатов Гроуверу Кливленду. Поездка Ви-Уа на восток принесла народу зуни обнадеживающий дипломатический успех. Роско размышляет: "Образ и репутация народа зуни - трудолюбивых, мирных союзников Америки на границе штата Нью-Мексико - был во многом обеспечен верховным бердачем этой деревни. Немногие племена могли рассчитывать на такое же незамедлительное признание, какое зуни получили в 80-х годах прошлого века". Тем не менее, 90-е годы прошлого века оказались трудными временами для зуни. В деревне появилось виски, вожди зуни выражали все большее недовольство вмешательством властей в традиции и обычаи народа, и в 1892 году произошла стычка с американскими войсками в связи с отношением общины к случаю преднамеренного колдовства. Ви-Уа и пять других вождей зуни были арестованы, и Ви-Уа провел месяц в тюрьме. В декабре 1896 года, после участия в ежегодном фестивале Шалако, с Ви-Уа случился удар, и он умер от сердечной недостаточности в возрасте сорока девяти лет. К его смерти соплеменники отнеслись как к "огромному горю". "Эта смерть вызвала у всех в Зуни сожаление и скорбь", - писала Стивенсон. В этой преждевременной кончине усмотрели колдовство и арестовали и жестоко избили одну старуху. Правительство США использовало этот случай как предлог, чтобы ввести свои войска и раз и навсегда установить власть на всей территории зуни. Ви-Уа был самым известным бердачем, чей промежуточный пол дал волю воображению геев и лесбиянок, начиная с Эдварда Карпентера, Гарри Хэя, Рут Бенедикт и Джуди Гран. Уилл Роско так определил значение этого бердача: "Будь то ролевая модель или прототип, многосторонний образ бердача наводит нас на мысль о том, что наши споры о половых и родовых различиях связаны с соображениями этического порядка, которые имеют непосредственное отношение к нашему времени и месту... В конце концов трудно не задаваться вопросом, у кого больше понимания психологического и социального потенциала разнообразия человеческой природы: у западного общества, которое, осудив несколько веков назад более широкий спектр родовых и половых различий, отказалось от этого разнообразия, или у людей, живущих в Антхиле и примерно на протяжении такого же периода времени предоставлявших трансвестистам место в обществе как полноправным участникам своей социальной гармонии?" Ви-Уа отведено пятьдесят третье место, потому что идея трансвестизма помогла реализовать наши общие усилия в переоценке старых жесткоскороспелых категорий. Деятель уровня Ви-Уа и порожденной им культуры ставит под сомнение "истины" относительно пола и сексуальности, которые предлагают нам рабство, и делает это весьма убедительно и смело. © Пол Рассел, "100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянокДругие НЕмонахи | Другая История | На Главную |