Данные о скифском жречестве, содержащиеся в произведениях греческих
авторов, крайне немногочисленны. Видимо, поэтому, в то время как одни
исследователи допускают наличие в скифском обществе влиятельной жреческой
прослойки [Яценко, 1959, стр. 113; Тереножкин, 1966, стр. 39-40], другие
это отрицают [Лаппо-Данилевский, 1887, стр. 533; Каллистов, 1952, стр.
27; Артамонов, 1964, стр. 85; Dumezil. 1962, стр. 199; Dumezil, 1968,
стр. 445-446]. При всех обстоятельствах едва ли случайно, что сведения
античной традиции посвящены почти исключительно энареям ((иранск. "анарья"
— "немужественный") <...>. Энареи - женоподобные <...>гадатели,
носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие
"подобно женщинам" (Her., I, 105; IV, 67; Ps.-Hi pp., De аеге,
29-30),- были, с точки зрения греков, самой экзотической корпорацией
среди скифского жречества и, естественно, привлекали к себе наибольшее
внимание.
Основные сведения о положении энареев в скифском обществе содержатся
в двух литературных традициях, связанных с именами Геродота и Псевдо-Гиппократа.
Отдельные намеки имеются и у других авторов. Из их сопоставления явствует,
что:
1) энареи были профессиональной жреческой корпорацией, связанной с культом
богини Афродиты - Аргимпасы (Her., IV, 67-68);
2) энареи являлись гадателями. "Искусство гадания даровано им Афродитою;
они гадают при помощи липовой коры: гадатель разрезает ее на три полоски,
затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание"
(Her., IV, 67);
3) корпорация энареев имела наследственный характер. "Женоподобные"
особенности энареев, явно связанные с требованиями религиозного культа,
передавались также их потомству (Her., I, 105; см. также IV, 69);
4) энареи происходили из аристократических слоев общества, может быть
даже близких к царскому дому. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 30) отмечает,
что энареи - "скифские богачи, не люди самого низкого происхождения,
а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом"
(Р s.-H i р p., De аеге, 30; см. также: Aristot., Eth. Nic., VII, 7,
6; Clem. Al, Protreph., II, 24);
5) энареи пользовались значительным влиянием и престижем в скифском
обществе. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 29) объясняет это тем, что "причину
такого явления (т. е. "женоподобия" энареев.- А. М. Хазанов.)
туземцы приписывают божеству и поэтому чтут таких людей и поклоняются
им, каждый боясь за себя". Однако из сообщения Геродота, которое
будет приведено дальше, следует, что боязнь энареев и гадателей вообще
имела под собой и более реальные основания, потому что от их гадания
иногда зависела человеческая жизнь.
Существует мнение, что энареи были не только социальной категорией -
одной из групп скифского жречества, но и самостоятельным этническим
подразделением - одним из скифских племен [Ельницкий, 1960, стр. 48;
Ельницкий, 1961, стр. 151]. Теоретически это возможно. Часто считается,
например, что таковыми первоначально были индийские маги (Her., I, 101)
или колено Левита в древнем Израиле (Исх., 28-29). Правильнее, конечно,
говорить о том, что эти племена монополизировали отправление культа,
а не о том, что все их члены поголовно были жрецами. Однако применительно
к скифам у нас практически нет никаких доказательств этого, если не
считать предложенных Л. А. Ельницким разновременных и относящихся к
различным территориям фонетических сопоставлений (энареи Геродота =
анариаки Страбона, живущие у Каспия = санарей Птолемея, живущие "за
Албанией" = анареи того же Птолемея, живущие где-то в глубине Азии),
не слишком убедительных и, во всяком случае, противоречащих сведениям
Геродота и Псевдо-Гиппократа.
При всех обстоятельствах несомненным остается один факт: энареи у скифов
составляли привилегированную жреческую корпорацию.
Другая Культура | На Главную
|