ТС-мюсли. Главная
Карта сайта
Письмо


Виньянктека:
человек с двумя душами

Материал представлен для сети специалистов по транссексуализму
(август 1994).


NapeWasteWin, доктор философии и психологии, автор статьи


Свое выступление я хочу предварить словами Байрона «Я стоял среди них, но не был одним из них» ("I stood among them but not of them.").

Я — Сихасапа (Лакота), принадлежу к племени блэкфутов (“черноногих”). Наше племя — одно их семи племен, входящих в состав народа Сиу.
Древнее лакотское слово “Виньянктека», в наше время сокращенное до «винкте», означает человека с двумя душами или более узкое значение — «быть, как женщина». (Я буду использовать слово «винкте» как синоним слова «гендеркроссер») Я – Вакан; для моего народа я представляюсь мифическим существом, я — лицо духа. Мои деды говорили мне об этом. Я выросла из земли своих предков, и мой дух возносится в «страну над соснами». Антропологи называют меня бердачом, но это неправильно. Это слово проделало большой путь из Аравии и означает «мальчик для утех», я же таковым не являюсь. Западное медицинское сообщество называет меня «транссексуал», но это также не абсолютная правда. Я – винкте – гендеркроссер. Мой народ считает меня многомерной, и мне не нужно бороться за место в моем обществе, чтобы быть принятой. У меня уже есть место, очень особое, мистическое место. В моей культуре я воплощаю целительную силу, мост через глубокую попасть, которая разделяет людей – гендер.
Я была вызвана видением «Аног Ите» («Женщины с двумя лицами») из чрева, чтобы быть такой, какая я есть. Она предложила мне выбор. Лакотские божества никогда не приказывают. Мое гендерное превращение было вызвано духами. Она (Аног Ите) наделила меня сверхъестественными способностями. Один из наших «Викаса Вакан» или медиков, Джон Лейм Дир, пишет в своей книге «Лейм Дир, искатель видений»: «Винкте» — это мужчины, которые одеваются, как женщины, выглядят как женщины и ведут себя как женщины. Они ведут себя так по своему собственному выбору или в покорности сновидению. Они не такие, как другие люди. «Вакан Танка», Великий дух, сделал их «винкте», и мы принимаем их такими. Для нас человек – это то, каким он родился или каким его сделали сны. Мы принимаем его таким, каким он хочет быть. Это зависит от него самого. В нашем племени мы идем к «винкте», чтобы она дала тайное имя новорожденному. Они имеют дар предсказания, и тайное имя, которое «винкте» дают младенцу, обладает особой силой. В былые времена отец за наречение своего ребенка дарил винкте хорошую лошадь.» Если природа с одной стороны отягощает жизнь человека, то с другой – дает ему некий дар, который очень ценится соплеменниками. Аног Ите поставила мои ноги по обеим сторонам линии, и я могу читать в сердцах и мужчин и женщин. Мы охотники и домохозяйки, мы готовим и выполняем тяжелую работу. Я выбрала путь, по которому иду. В лакотском языке нет специального произношения для детей, ребенок – просто ребенок до четырех-пяти лет, пока он не покажет, кто он на самом деле.
Мой народ всегда относился к винкте с благоговением и почтением; пока не пришли белые люди, нас было много. Но наше число сократилось, и мы начали скрывать свои особенности, после того как наши религиозные системы были разрушены европейцами. Из-за столкновения с белыми и осмеяния мы все потеряли. Из-за огромной разницы между европейским обществом и обществом коренных американцев в восприятии гендерных ролей, мы должны спросить себя, что мы потеряли. Возможно, интерпретация коренных американцев позволяет нам увидеть больше, чем западный подход. Будучи лакота, я воспринимала себя, как нечто драгоценное и достойное уважения, и это знание позволяло мне раскрыться полностью, иметь полноценную самоидентификацию, быть самобытной и самодостаточной и достичь желанных целей, что необходимо для развития любой взрослой личности.
Мы шаманы. Нас призывают, чтобы дать тайное имя младенцу, которое дарует ему долгую жизнь и приведет к славе. Великие вожди Сидящий Бык, Черный Лось и Бешеный Конь имели тайные имена, данные винкте, которые знали лишь несколько человек. Эти имена зачастую очень «сексуальны», даже забавны и очень неприличны. Вы никогда не позволите незнакомцу узнать свое тайное имя, боясь быть осмеянным.
Мы (винкте) часто имели отношение к военным действиям. С нами консультировались по поводу ведения битв. Мы лечили раненых, доставляли в лагерь скальпы и хранили их. Кроме того, мы исполняли Танец Победы, чтобы воины возвращались домой. На некоторых Советах племен не принимаются решения без совета винкте. Мы также принимали участие в похоронах. Существуют травы и методы лечения, известные только винкте. Наиболее сакральная из наших церемоний – Танец Солнца – не может начаться, пока мы не выберем и не установим нужные столбы. Но более показателен тот факт, что существовало верование, согласно которому наши силы могут воздействовать на окружающих вопреки нашей воле. Процветание и даже само существование некоторых племен зависело от их винкте. Один из важных аспектов, который выделял винкте среди других членов племени – это выбор занятий противоположного пола. Это ключевой момент, почему белые не воспринимали винкте, ибо женские занятия и поведение вызывали пренебрежение. Выход за рамки этого восприятия требует от личности больших душевных усилий; это могут лишь те, кто позволяют себе смотреть глазами духа… тогда они могут нас увидеть.

Винкте, резервация Лакота Стендинг Рок, коллекция Лаубина

Недостаток западного общества за отсутствием винкте — это связывание любого социального института с определенной гендерной ролью. Помимо утраты полной реализации каждого индивида, общество лишается также «духа винкте-помощника», который играет связующую роль между четко разделенными позициями мужчины и женщины. Следовательно, возникает вопрос, могут ли сейчас мужчина и женщина достичь взаимопонимания и самодостаточности, когда люди, выходящие за рамки своего пола, презираются и даже преследуются обществом. Страх быть ассоциированным с этими девиантными формами поведения стоит перед каждым мужчиной и каждой женщиной, которые стремятся к психической интеграции, вне зависимости от их эмоциональной и сексуальной ориентации. Таким образом, общество, в котором гендерное разделение минимизировано, выглядит выигрышнее по сравнению с обществом, где ему придается большое значение, что ведет к дискриминации и навязыванию поведения. Следовательно, существование винкте вело к социальной стабильности. Западные представления о гендерных ролях не столь гибкие как у «ойте иксе» (коренных жителей). В отличие от проявлений гомофобии, свойственной западному обществу, в обществе коренных американцев никогда не наблюдалось ненависти и вспышек насилия по отношению к винкте. Тем не менее, сейчас западным обществом признается, что это разделение на мужчин и женщин обусловлено биологическими, а не социальными различиями. Быть биологическим мужчиной и вести себя как мужчина – совсем не одно и то же. Институт винкте не пропагандирует стирания границ между полами, он скорее способствует самовыражению каждой личности с точки зрения прегендерной идеологии, мы представляем собой полноту и трансцендентную солидарность личностей до деления на мужчин и женщин. Превращение винкте не было и не является отказом от гендерной роли, навязанной биологически в сторону противоположной, а попытка сблизить социальный и физиологический статус к потребностям личности, чтобы играть роль, наиболее органичную конкретному человеку вне зависимости от социальных рамок. До тех пор, пока наше восприятие будет фильтроваться на основе дуализма гендерной идеологии, основанной на биологическом поле, винкте как таковые не смогут быть восприняты адекватно. Это и привело к появлению феномена «третьего пола». Исходя из дуальной гендерной перспективы, винкте могут только подражать желаемой роли, «настоящему» гендеру, а подражание по сути своей неполноценно и притворно. Поведение, несоответствующее биологическому полу (например, кроссдрессинг), является исключением из правил. Но сравнение MtF-винкте с женщинами чаще всего свидетельствует об отношении (чаще пренебрежительном) к женщинам вообще. В свете «открытия» третьего пола все общественные позиции должны быть пересмотрены. Каждый может быть воспринят обществом, где индивидуальность и сообщество «нечетны».
В нашей работе мы должны помнить: важнейшей целью, которой мы должны достичь с нашими клиентами, является достижение ими чувства полноценности и внутренней солидарности. Фактически, к этому чувству стремятся все люди. Только через наше понимание того, что феномен винкте выходит за рамки гендерных ролей, что он не зависит от культурных и социальных категорий, мы можем определить место этих людей даже вне зависимости от их биологического пола. Многими путями — социальными, законными, психологическими и, как не странно, физиологическими — западная традиция объясняет этот феномен, игнорируя тем не менее их индивидуальную мотивацию и навязывая им категории, к которым они не принадлежат.
Такая половая диверсификация всегда считалась признаком низкого социального развития. Фактически реакция Викторианской Америки, как и испанцев до этого, на сексуальность коренных народов такая же, как и в наши дни; это затрагивает каждого из нас, так как эта система противоречит нашим основным верованиям. Соответственно подвергнуть ценности коренного населения западному анализу представляется невозможным без искажения обеих систем. Ключевым моментом в восприятии винкте является подход, предполагающий понимание причин выбора личности.
С признанием роли «третьего пола» проблема транссексуализма и гендеркроссерства становится явной. Например, мужчина, который становится женщиной, воспринимается обществом как женщина. Но при глубоком понимании позиции винкте, становится необходимым признать их индивидуальную, особую роль. Общество только выиграет от принятия трех полов вместо двух. Такое принятие ведет к геометрическому увеличению возможностей самореализации каждого индивида. Существование гендерной роли винкте является поразительным социальным открытием.

© Marjorie Anne Napewastewin Schutzer, MA psy
© Перевод Анумис
© Редакция Талакус

Другая Культура | Другие Мысли | На Главную


Rambler's Top100



Hosted by uCoz