ТС-мюсли. Главная
Карта сайта
Письмо


Галлы: жрецы Фригии и Древнего Рима


Кибела и ее возлюбленный Аттис правит колесницей, запряженной львами (4 в. до н.э., серебр. диск, покрытый золотом)


В 204 году до н. э. в конце длительной борьбы против Ганнибала римляне переняли фригийский культ Кибелы (Цибеллы)¹ —Матери Богов. В древнем Риме слово "галлы" ("galli; galloi" по-гречески, на латинском языке — "gallus"), переводилось как "петухи" и "галилеане"; название пошло от реки Галлус, чьи воды, предположительно, сводили людей с ума, но и помогали им в очищении.
Согласно многочисленным литературным источникам, галлы отказывались от своей мужественности, чтобы избежать выполнения мужских обязанностей. По записям Крейга Уильямса, "кастрация — это крайний пример концепции "все или ничего", которая наполняет римские тексты: смягчение мужской конституции и прямое нарушение мужской идентичности." Более того, галлы перенимали женскую манеру одеваться и предпочитали пассивную роль в сексуальных отношениях (нарушая тем самым жесткие рамки Римской гендерной системы).

Кастрация и культ

Галлы, жрецы Кибелы и Аттиса ², были известны римлянам еще во времена республики. Как священники галлы проходили посвящение богине путем самокастрации (удаление обоих яичек и пениса), кроссдрессерства и в некоторых случаях отдаваясь мужчинам. Налоги иногда вынуждали их заниматься проституцией.
"Эти скопцы в восточных одеждах, со статуэтками на груди, видимо, являли собой привычное зрелище на улицах Рима. Неся изображения богини, они под музыку кимвалов, барабанов, флейт и рогов процессией проходили по Риму, и, пораженные фантастическим зрелищем, тронутые необузданными мелодиями, люди в изобилии подавали им милостыню и забрасывали розами изображение богини и несущих его людей. Еще один шаг вперед сделал император Клавдий (10 до н.э. — 54 гг н.э.), включивший фригийский культ священного дерева (а с ним, вероятно, и оргиастический культ Аттиса) в состав римской государственной религии. Из надписей следует, что божеские почести воздавались Кибеле и Аттису не только в Италии, и главным образом в Риме, но также в провинциях: Африке, Испании, Португалии, Германии и Болгарии. Их культ пережил возведение христианства в ранг государственной религии императором Константином. О рецидивах праздников Великой Матери в IV веке н. э. сообщает Симмах, а во времена Блаженного Августина женственные жрецы Кибелы с выбеленными лицами и надушенными волосами еще шествовали семенящей походкой по улицам и площадям Карфагена, прося, подобно членам нищенствующих монашеских орденов в средние века, подаяния у прохожих...
Величайший праздник года в Иераполисе приходился на начало весны, когда к святилищу из Сирии и окрестных районов стягивались огромные толпы людей. Под звуки флейт, барабанный бой и крики евнухов-жрецов, наносивших себе раны ножами, религиозный экстаз перекидывался на толпу зрителей. Новопосвященный жрец хватал приготовленный специально для этой цели меч, при всех оскоплял себя, пробегал через весь город, держа в руке окровавленный кусок мяса, а потом бросал его в один из домов. Жители дома, удостоившегося такой чести, должны были дать евнуху женское платье и украшения, которые тот носил до конца жизни…" (Джеймс Джордж Фрэзер "Золотая ветвь")
Несмотря на то, что Кибела являлась официальной римской богиней, Сенат запретил гражданам Рима участвовать в обрядах в качестве священнослужителей. Этот запрет был результатом недоверия и страха римлян перед бесплодием и антимужественностью галлов. Галлы не только сознательно лишали себя возможного потомства, но и служили дурным примером остальным, вовлекая юношей в свои ряды. Благодаря своей женственной натуре галлы презирали римские идеалы, основанные на мужестве и храбрости. Уважительное отношение римлян к институтам отцовства и мужественности, повлияло на то, что кастрация стала презираемой, особенно для граждан Рима, и сделало галлов предельно маргинальным сообществом.
К галлам часто применялись оскорбительные термины: pathicus (слово, обозначающее "гомосексуалист" или ругательство в адрес женщин "старая карга"), mollis ("слабак", "тряпка") или cinaedus (изначально — восточный танцовщик, позже — взрослый мужчина, ведущий себя женственно и пассивно).
Из-за широкого распространения страха кастрации император Домициан Тит Флавий (51 — 96 гг н.э.) объявил членовредительство вне закона. После того, как христианство заменило язычество, стало государственной религией и высокоорганизованные греческие и римские культы исчезли, упоминания о галлах перестают встречаться (V в. н.э.).

Кастрация и воздержание

Юджин Райс считает самокастрацию галлов результатом несопоставимости двух важных верований древнего мира: только человек воздержанный может выполнять сакральные функции, а добровольное воздержание невозможно для мужчины. В результате энтузиасты "не видели другого способа достичь целомудрия, как при помощи ножа".
Рабун Тейлор утверждал, что некоторые галлы имели другие побуждения для кастрации и подвергали себя операции по частичной смене пола по причине трансгендерных тенденций, чтобы лучше идентифицировать себя с Матерью богов.
Возможно, кастрация была знаком уважения к богине: калеча себя, галлы отрекались от чего-то важного для себя. С этой точки зрения кастрация играет роль посвящения в веру.
Конечно, радикальные действия, такие как кастрация, должны быть мотивированы комплексом психологических причин и могут быть порождены идеями о ритуальной чистоте и сексуальном воздержании. Известно только, что с точки зрения большинства римлян, галлы пострадали от своих убеждений. Согласно литературным свидетельствам, некоторые, напротив, считали галлов невоздержанными, распущенными и продажными людьми.

Литература и сатира

С точки зрения карикатуры литературное изображение галлов концентрировалось на их женственном облике (манере одеваться и вести себя), их бесплодии, попытках религиозного поведения и жадности. Римские авторы часто используют женские местоимения относительно галлов.
Катулл (Ок. 87 до н.э. — ок. 55-54 гг до н.э.) в поэме №63 (сборник "Книга Катулла Веронского") описывает судьбу Аттиса, юного фригийца, который в припадке религиозного исступления, себя оскопил; завершающие поэму три строки от первого лица позволяют предположить, что эта история имела для Катулла некое символическое значение.. Катулл пишет о галлах gallae (мн. число, ж. род), предполагая, что утеря определенных органов ведет к перемене пола. Таким образом, Аттис становится notha mulier ("поддельная женщина").
Ювенал (Около 60 — около 140 гг н. э.) во второй Сатире сравнивает лицемерных священников с галлами:
"Мерзость Кибелы свободно звучит голосами кастратов;
Здесь исступленный старик, убеленный уже сединами,
Таинств блюститель, редчайший пример достопамятной глотки,
Дорого стоящий людям наставник. Чего же, однако,
Тут ожидают все те, которым пора уже было б —
Как у фригийцев — излишнюю плоть отрезать ножами?"
В авантюрно-аллегорическом романе "Метаморфозы или Золотой осел" Апулея (ок 125 — ок . 180 гг н.э.) евнух покупает осла Люциуса. Люциус описывает нового владельца: "Он был настоящая старая королева, почти лысая кроме нескольких седых кудряшек, один из уличных отбросов, один из тех, которые носят сирийскую богиню по нашему городу под звуки цимбал и кастаньет." Покупатель приводит Люциуса домой и представляет его своей свите (друзьям священникам и евнухам): "Смотрите, девочки, какого милого маленького раба я купил." "Девочки" сначала подумали, что их предводитель купил им красивого мужчину, но увидев обман и разочаровавшись, что вместо мужчины им привели осла, смеются над своим другом, говоря, что это не раб для них, "а муж для него самого".
Тибулл (ок. 55 — 19 гг до н. э.) в своей элегии просит у бога Приапа совет, касающийся мальчиков, особенно своего любимца Маратуса. Мальчики должны ценить дар поэзии выше, чем дешевые разговоры о любви, которые особенно ценятся последователями Кибелы:
"Но тот, кто глух к музам, кто продает свою любовь,
Отпусти его следовать за развратом.
Идейская колесница наполнит триста городов
Бесполезными шагами, износит его бесполезную плоть,
Как громкая фригийская музыка."
Вергилий в "Энеиде" противопоставляет упаднических женственных людей Востока сильным мужественным итальянцам; Нуманус оскорбляет троянцев, называя их в женском роде; Турнус оскорбляет Энея словом semivir Phryx ("фригийский полумужчина"), намекая на фригийский культ Кибелы и ее "полумужских" служителей.
Власть имущие также не избегали подозрений и насмешек. Например, Светоний в "Жизни Двенадцати цезарей" сравнивает императора Августа, который предавался пассивным взаимоотношениям, с галлом на римском троне.
Даже христианские писатели упоминают о галлах. Блаженный Августин в трактате "О граде Божием" использует ритуалы в честь Кибелы как пример языческой грубости, религиозной проституции и однополых сношений. Анна Клосовска объясняет: "Для блаженного Августина Кибела — парадокс: плодовитая богиня, которая требует бесплодия от своих кастрированных служителей." (Но не требует ли Римская католическая церковь и некоторые другие христианские конфессии от своих священников подобной же жертвы? Вообще, целибат — не эквивалент кастрации, но современные религии бывают не менее парадоксальны, чем культ Кибелы.)

Секс и сексуальность

Чтобы принять постоянный статус женской покорности, галлы стали маргинальной частью римского общества. Они объединились в субкультуру, чтобы избежать враждебности большинства. Придерживаясь культа Кибелы, они могли следовать своим сексуальным интересам без остракизма от остального общества.
В галлах объединяются природные стремления человека и воспитание. Уолтер Стивенсон, который заявляет, что евнухи стали более распространены в греко-римском мире, пишет: "Несмотря на то, что полезно отделять дискуссию о сексуальности от размышлений о "природе" и использовать более гибкую концепцию "конструкция сексуальности"; в случае евнухов нам приходится столкнуться с взаимодействием этих двух сил: зачастую сексуальность евнуха изначальна создается хирургической процедурой, потом она приобретает черты индивидуальной сексуальности, и общество создает роли и "конструкции" для этого человека."
Изучение галлов и евнухов в целом (как культурный феномен, не существующий в современном мире) усложняет наше понимание античной сексуальности и ставит под вопрос жесткую дихотомию Фуко о природной и сконструированной сексуальности.

¹ Кибела — фригийская богиня плодородия, материнства, создательница богов, людей и зверей. Греки отождествляли Кибелу с богинями Геей и Реей. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Считалась матерью Мидаса и Марсия. Жрецом и возлюбленным Кибелы был Аттис. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Овидий в "Фастах" подробно рассказывает об учреждении Мегалезийских игр в честь Кибелы.

² Аттис — бог фригийского происхождения, связанный с культом Кибелы. Происхождение Аттиса загадочно. Павсаний приводит два варианта этой истории. Аттис — сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь Кибелы он утверждает священные празднества — оргии, но вскоре его убивает кабан, посланный Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис (так называли Великую мать богов — Кибелу) и дочери реки Сангариос. Он — небывалой красоты и в него влюбляется сама Агдитис, мешает его бракосочетанию с царской дочерью. Аттис впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянии просит Зевса сделать тело Аттиса вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья. В Древнем Риме существовала третья версия мифа: Аттис — любимец Кибелы, ее жрец, который нарушает обет безбрачия, полюбив нимфу. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие и тот, оскопив себя, умирает.

По материалам © Nikolai Endres
© Джеймс Джордж Фрэзер
© Мифологический словарь
© Перевод Анумис
© РедакцияТалакус

Другая Культура | На Главную


Rambler's Top100



Hosted by uCoz