ТС-мюсли. Главная
Карта сайта
Письмо


Загадка перерождения.
История али из южной Индии

Документальный проект Ульрике Никлас

Али танцуют танец Камми

Предисловие

Мой интерес к али возник во время моей работы во французском институте Пондичерри. К нам приезжал французский фотожурналист, который писал статью о фестивале в Тамилнаду. В это время также проходил фестиваль в Пиллаяркуппам, называемый «фестиваль али». Я сопровождала журналиста на этот фестиваль, и там в первый раз столкнулась с этими странными и загадочными людьми. На протяжении следующих лет я посещала этот фестиваль несколько раз. Я завязала дружбу с несколькими али, которые приезжали каждый год в Пиллаяркуппам и стала собирать документальный материал в форме фотографий, видеосъемок и интервью. О создании проекта, повествующего об али, я задумалась только несколько месяцев назад, когда была приглашена институтом Пондичерри прочитать курс лекций, который был спонсирован German Academic Exchange Service (DAAD). Идея проекта заключалась в том, чтобы нарисовать насколько возможно детальный портрет этих людей и описать их повседневную жизнь.

Введение

Древняя легенда о Вишну в его форме Нарасимха повествует о том, как король демонов Хиранья получил епитимью и совершил много подвигов во имя богов. За совершенные им поступки боги отблагодарили его тем, что он никогда не будет убит:
- ни человеком, ни животным;
- ни ночью, ни днем;
- ни в своем дворце, ни за его пределами.
Почувствовав себя безнаказанным, Хиранья начал тиранить землю, небеса и все пространства. Когда злодеяния его стали невыносимы, боги решили, что он должен быть наказан.
Вишну спустился на землю в образе Нарасимхи, человека-льва, который не был ни человеком, ни животным и убил Хиранью в сумерки (ни днем, ни ночью) на пороге его дворца (ни внутри, ни снаружи).
Зачем я рассказываю эту историю?
Потому что это история о «пороге» и мистицизме этого явления. О явлении «ни…, ни…» или «и то и другое». Этот феномен относится и к али, предмету нашего исследования.
Термин «али» относится к людям, относящимся к разным формам и разным степеням интенсивности явления, но единственное, что их объединяет - это то, что они не могут быть однозначно отнесены ни к мужчинам, ни к женщинам.
Али могут быть трансвеститами, евнухами, транссексуалами и гермафродитами. В Индии существует несколько «сообществ» таких людей, соотносимых с разными культурами. Наиболее распространенным «сообществом» в мегаполисах Дели и Мамбаи являются хиджры, течение, которое, возможно, происходит от евнухов, служивших в богатых мусульманских домах. Другой культурной базой является культ Йелламма в Карнаке. Согласно этому культу транссексуалы и евнухи воспринимаются как богини. Эта религия распространена в аграрных округах, где живут последователи культа Куттандавар-Араван в северном Тамилнаду, в этих районах существует другая культурная среда. Кроме того, географическая близость Карнатаки и Мамбаи привела к смешиванию этих культур.
Я исследовала более детально сообщество али в Тамилнаду.

Исторический аспект

Люди, воспринимаемые как носители противоположного гендера, и соответственно грамматически иное упоминание о них встречаются с начала Тамильской литературы Толкаппиям, и, возможно, еще более ранние источники содержат упоминания о людях, «в которых дремлет мужественность», имеющих женский характер. Поскольку для таких людей неприемлема мужская роль, по отношению к ним применяются женские окончания глаголов. Более запутана ситуация с людьми, чей пол не может быть четко определен или «бесполых» (это, возможно, и означает древний термин «али»). Поскольку к ним указанное выше правило не подходит, то используется нейтральная форма глагола.
Наличие грамматических правил для обозначения таких индивидуумов говорит о глубоком влиянии их на индийскую культуру с древних времен.
Если мы хотим найти иные упоминания об али в литературе, мы можем двигаться двумя путями. С одной стороны, необходимо обращать внимание на грамматику, и таким образом выявлять, что речь идет о них. С другой — исследовать смысл повествования о таких людях в легендах и устном народном творчестве. Таким образом, мы находим упоминания об али в древних санскритских и тамильских традициях.
Разные истории повествуют о Мохини, инкарнации Вишну, красивой женщине. В некоторых из низ рассказывается о том, как Мохини и Шива имели детей (которых не могли иметь «естественным» путем). Один из наиболее известных сыновей этой пары — Айанар, возникший из ладони Мохини, на которую попало семя Шивы, пораженного ее красотой.
Также в Махабхарате, великом древнем эпосе, повествуется о браке Мохини и Аравана. Более детально этот эпизод рассмотрен в южной версии Махабхараты.
В мифологии шайва сиддханта есть упоминание об Ардханаришвара, форме Шивы, при которой левая половина его тела была женской. Эта форма бога существовала в сознании людей с самых древних времен и касалась верований и представлений о создании и размножении. Более поздние представления еще более сложны и скорее относятся к философии и философскому подходу к теологии, основанном на том, что бог скорее имеет андрогинное начало. Подход «шакта» гласит, что Шива может стать активным только через женскую шакти – эта идея является основой философско-теологической школы «Кайваситтанта».
Таким образом, в Вишну-Мохини мы видим истоки транссексуализма, а в Шиве-Ардханаришвара — истоки гермафродитизма. Эти концепции являются основой пан-индийской культуры современности.
С точки зрения сравнительного подхода, в античной греко-римской мифологии также известны упоминания о гермафродитизме. Но поздним распространением христианства они были стерты из сознания людей. Вследствие чего люди, относящиеся к этим группам, гораздо более маргинальны и даже преследуемы в западном обществе, в то время как в Индии этот феномен воспринимается людьми как часть их культуры.

Али в современном мире
Почему человек становится али

Насколько мне известно, не существует источников, объясняющих, почему человек трансформируется в али, ни в древние времена, ни теперь. Следовательно, о причинах этого преобразования мы можем судить только из интервью с самими али и наблюдений. Решение стать али — это проблематичный выбор, который кроется в глубине сознания личности. Каждый случай уникален и обобщение невозможно. Соответственно для изучения причин явления возможен только индивидуальный подход.
В большинстве случаев желание быть женщиной зарождается еще в раннем детстве или даже в пренатальный период (когда социальные факторы не могут влиять на развитие личности) или под влиянием воспитания и социализации.
Некоторые люди рассказывали, что это желание было спровоцировано их положением в семье, например младший сын, где все дети мальчики. В таких условиях младший сын выполняет работу по хозяйству и несет «женские» обязанности. Таким образом, он вначале неосознанно идентифицирует себя с женщиной, и играть в будущем мужскую роль для него все более и более сложно.
Некоторые али заявляли, что выбрали женскую жизнь из нежелания участвовать в жестоких мужских отношениях.
Только одна али, среди известных исследователям, имела гомосексуальные наклонности в юности.
Что касается хирургических операций, проходимых транссексуалами, информация о них слабо доступна по понятным причинам. Определенные операции проводятся с древних времен и считаются ритуальными, но «внешним миром» они не признаются и считаются нелегальными, кроме того, допуск к этой информации людей, не следующих культу, является табу. Только одна али согласилась говорить об этих вещах открыто, и мы узнали от нее следующее.
Есть несколько возможностей быть прооперированной, которые зависят от степени ритуализации процесса. Операции, проводимые в клиниках почти без ритуалов, могут позволить себе только обеспеченные люди, и это скорее является исключением. Большинство али проходят трансформацию при помощи шаманов. По нашим сведениям, эти люди живут и практикуют в областях джунглей вдали от цивилизации.
Человек, решивший стать али, обычно проходит через фазу инициации – разную в каждом конкретном случае – перед тем, как человек решает адаптировать свое тело к его ментальным представлениям. Он проходит инициацию, то есть осознает, что женская роль для него более предпочтительна. Операция иногда сопровождается приемом наркотиков и почти всегда погружением в транс, чтобы избежать болевых ощущений. Рана обрабатывается горячим маслом и водой, кроме того, пациент соблюдает определенную диету на протяжении сорока дней. Удивительно, но известно совсем мало случаев смертельного исхода во время операции.

Социальная организация

Наши исследования в основном касались али, проживающих в Мадрасе. Мадрасские али живут небольшими группами в разных кварталах города. У каждой группы есть лидер (часто называемый «гуру»), который пользуется большим авторитетом. Однако они не живут в «гетто», они распространены по городу и соседствуют с «нормальными» людьми.
Некоторые из них живут парами, кроме того, известно много случаев, когда али выходят замуж за натуральных мужчин. Некоторые из этих пар усыновляют детей (чаще всего девочек). Эти замужние али ведут обычную жизнь замужней женщины.
Молодые али часто приезжают в большие города Дели и Мамбаи, где они могут жить спокойнее, официально выполняя традиционные обязанности среди которых: песни и танцы, родовспоможение, неофициальная проституция (которая помогает особенно привлекательным али быстро заработать денег).
Я навещала некоторых али и заметила, что соседи их хорошо воспринимают. Одна из них была жрицей храма Ангаламмана, и пользовалась большим уважением окружения. Кроме того, она была активным политиком, правда, только на уровне своего квартала. Я разговаривала с соседями и не нашла даже намека на высмеивание или неприятие.
Другая али работала продавщицей рыбы на рынке Мадраса, что также свидетельствуют о том, что она принята «нормальным» обществом.
Многие али живут дома со своими родителями и близкими родственниками.

Ритуальная и религиозная жизнь

Один эпизод, найденный в южной версии Махабхараты, повествует о трансформации Вишну в прекрасную женщину, Мохини, и ее браке с молодым героем Араваном, которого идентифицировали с богом деревни Куттандаваром.
Между враждующими кланами Пандава и Каурава произошла великая битва, она длилась восемнадцать дней и ни одна из сторон не хотела уступать, ибо силы их были равны. На восемнадцатый день боги решили вмешаться и сказали, что если в одном из племен найдется молодой воин, который пожертвует своей жизнью ради победы своего племени, то его племя выиграет войну. Араван, сын Арджуны, великого воина Пандавы, вызвался отдать свою жизнь. Но он поставил одно условие: будучи молодым и неженатым, он не хотел умирать холостяком и хотел жениться в эту же ночь. Но какой отец отдаст свою дочь в жены тому, кто завтра должен умереть?
Наконец Вишну решил помочь юноше, он принял облик Мохини и вышел замуж за Аравана. Свадьба продолжалась всю ночь, и на следующий день на поле боя жених принял свою смерть, оставив Мохини вдовой.

Араван-Куттандавар в храме Пиллаяркуппаме Колесница молодого жениха


К этой истории возвращаются каждый год на фестивалях в Куваккаме и Пиллаяркуппаме, которые также известны как «фестивали али». В этих праздниках принимает участие большое количество людей, собираются али из многих районов Индии, которые идентифицируют себя с Вишну-Мохини. Для всех али этот фестиваль – важнейшее событие года.
Я опишу фестиваль, который проходит в Пиллаяркуппаме.
В этой деревне есть храм, посвященный Куттандавар-Аравану. Фестиваль проходит в течение двух дней. В первый день, начиная с полудня, группы Али начинают приезжать. У каждой из групп есть традиционное жилище для проживания и питания.

После полудня перед храмом начинаются песни и танцы. Все али одеты в сари и женские украшения, водят хороводы, что делают обычно только женщины, и поют песни (часто эротического содержания). Это своего рода свадебный ритуал, после которого али становятся невестами бога, которого представляет житель деревни.

Ритуальное утро али


Ранним утром следующего дня, бог, теперь женатый мужчина, обходит деревню с триумфальной процессией и принимает дары поселян (бананы, кокосы, цветы и петухов). Около полудня бог возвращается к храму.
В этот момент вся атмосфера фестиваля меняется: то, что было веселым, становится грустным, вместо эротических песен раздается плач. Проводится последняя мистерия: воин погибает, и невесты становятся вдовами.
На финальной процессии проходят ритуальные похороны, вдовы разбивают стеклянные браслеты, стирают знак невесты и переодеваются в белые сари. Сжигается ритуальная фигура воина, изображая похоронный костер. На эту церемонию обычно не допускаются обычные женщины. Али, одетые в белые сари, этой же ночью покидают деревню. Фестиваль закончен.
Еще один пункт должен быть упомянут.
Али приходят из различных слоев общества: я встречала людей и из бедных семей, и из богатых, и из среднего класса. Также они происходят и из касты брахманов, и из касты неприкасаемых. Некоторые из них из мусульманских семей. Однако эти разные люди объединяются в сообщества али и относятся друг к другу как к равным вне зависимости от прежних социальных ролей и правил, которым они подчинялись. Они живут как равные среди равных, но выбирают лидера и относятся к ней как к старшей сестре, матери или тете.
Также они следуют общему культу и религии, в основном Вишну-Мохини.

© Ulrike Niklas
© Перевод
Анумис
© Редакция Талакус

Другая Культура | На Главную


Rambler's Top100



Hosted by uCoz